?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отношения с искусством у меня всегда были весьма запутанные... Ну за исключением кинематографа, который я просто обожаю, в каждой сфере художественного просвещения мои вкусы могут очень сильно не совпадать с общепринятыми в обществе. Вот так и с изобразительным искусством... К сожалению (но для меня к радости), есть очень немного художников, которых я ценю, люблю и хожу на выставки... Данный пласт художников вобрал в себя голландскую живопись 17 века во главе с Рембрандтом, а также фламандскую живопись, лучшие произведения Ван Гога, весь диапазон творчества В.Д. Поленова... Вот только как это часто бывает к этим предпочтениям я пришел не сразу...

Например, творчество В.Д. Поленова я полюбил в 2009 году, когда пришел на выставку "Фаберже.Утраченный и обретенный" в ГМИИ им. Пушкина. Коллекция драгоценностей, с позволения господина Вексельберга, была выставлена в отделе личных коллекций, в котором на втором этаже были расположены полотна и скульптуры, представляющие коллекции различных меценатов и благотворителей. Я бессознательно бродил по всем залам, пока в один момент не повернул голову в дальний конец коридора и не увидел красоту красот... Я просто замер на месте, но сразу понял, что это будет мой любимый художник (к своему стыду, до этой картины я едва ли слышал об этом известном художнике)! Моему взору предстала картина "Мечты", на которой был изображен Иисус Христос, сидевший на валуне на берегу озера. И это был именно тот самый Иисус Христос, которого я всегда представлял себе. Я не согласен с теми художниками, которые апеллируют к божественности этого, прежде всего человека. Ведь Иисус изначально был таким же человеком, как и все мы - из крови и плоти. Тот путь страданий и лишений, путь учения людей, который он проделал в своей жизни - это его личный выбор. Но его человеческое обличие - об этом как-то все забыли и я знаю только В.Д. Поленова - который в своих картинах из цикла "Из жизни Христа" приблизил образ Иисуса к образу человека. И именно за это я полюбил этого художника.




Потом была покупка альбомов с множеством картин Поленова, поиски усадьбы, где он жил и творил и наконец - долгая дорога в Поленово! Это удивительный край, который раскинулся на берегу Оки. И именно благодаря сказочным видам на реку, на лес, вокруг дома художника, именно благодаря всему этому его картины настолько натуралистичны и естественны - как будто фотография, переложенная на холст! Стоит ли говорить о том, что после посещения этого поместья, мне сразу захотелось купить участок земли где-нибудь неподалеку, да так чтобы с видом на реку! Среди любимых картин художника могу выделить не только цикл "Из жизни Христа", но и "Бабушкин Сад", "Московский дворик", "Старая мельница", "Заросший пруд", "Русская деревня", "Река" (надеюсь, все узнали Оку), "В деревне Тургенево"


Октябрь 2011 года... Новостной блок программ, из которого я узнаю, что с 25 октября по 7 ноября в Третьяковской галерее в рамках предаукционных выставок Русских торгов Аукционного дома Bonhams состоится показ двух шедевров выдающегося русского художника В.Д.Поленова «Кто из вас без греха» (1908) и «Повинен смерти» (1906). Особенность показа состоит в том, что картины будут демонстрироваться рядом с другими произведениями В.Д.Поленова в монографическом зале художника в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

И вот 27 октября я отправился в Третьяковскую галерею, в которой к тому времени не был уже очень давно... По дороге от станции метро "Новокузнецкая" я подошел к ларьку рядом с Храмом Священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье, где один мужчина (по-моему его зовут Владимир) изо дня в день, из года в год продает карты, различные исторические фотографии и публикации об улицах Москвы, об усадьбах, о городах и домах-музеях. Меня очень сильно заинтересовала книга о Коломне, потому как именно в этот город на Москве-реке и Оке я хочу посетить уже третий год. Я начал рассматривать это издание, а Владимир смотрел на меня с таким подозрением, как будто я эту книгу прямо сейчас украду и убегу. Но я расмматривал фотографии дольше обычного и тогда ему ничего не оставалось как признать, что мне Коломна интересна на просто так. Дело в том, что в этом городе сохранилось очень много памятников древнерусского зодчества. А архитектура - это именно то, что мне нравится... И вот, прикупив интереснейшее на мой взгляд издание, я отправился прямиком в Лаврушинский переулок, где всего через десять минут мне предстояло увидеть настоящие шедевры!


Обе картины - «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» (интересное название, правда?) входили в состоящую из шестидесяти полотен серию картин «Из жизни Христа», ставшую итогом многолетней работы и размышлений живописца над евангельскими сюжетами. Серия полностью экспонировались в 1909 году в Петербурге, Москве и других городах. В 1924 году на выставке русского искусства в Нью-Йорке были выставлено 12 картин из этой серии. Среди них были и «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти». На выставке их приобрел американский бизнесмен и дипломат (покровитель русского искусства) Чарльз Р.Крэйн, после чего передал их в дар Северо-американскому университету, в коллекции которого они хранились до недавнего времени. И вот 30 ноября их выставили на торги Bonhams, но до этого мне все таки удалось взглянуть на эту красоту. 

В.Д. Поленов "Повинен смерти", 1906г. 

В.Д. Поленов "Кто из Вас без греха", 1908г. 

Как вы сами видите, полотна поражают своей реалистичностью, и если второе полотно - это уменьшенный и несколько измененный композиционно вариант знаменитой картины "Христос и грешница", которую я к тому моменту уже изучил, то о первом полотне я совершенно ничего не знал, даже фотографий не видел. Но все же "Христос и грешница" (ну или "Кто из Вас без греха) нравится мне гораздо больше. Во-первых, это величие самой картины благодаря своим размерам. Во-вторых, вызывает интерес сам сюжет. Работа мастера запечатлела женщину, ожидающую осуждения Христа за ее грех прелюбодеяния. Но вместо осуждения, Христос обратился к толпе вопрошающих: "Кто из Вас без греха, первый брось в нее камень". Таким образом он дал всем понять, что каждый способен к пригрешению, но при этом он имеет право раскаяться и перестать делать это в дальнейшем. Поленов с помощью этой картины посылает очень важное послание, пронизанное гуманизмом, прощением и любовью - темами, пронизывающими всё его творчество. В-третьих, Иисус Христос здесь вновь изображен обычным человеком - "пришедшим в мир и совершающим свой путь среди народа" (так В.Д. Поленов описывал свое желание писать на евангельскую тему).  

Вот что пишет по этому поводу официальный сайт Третьяковской галереи
:
Желая "доискаться исторической правды", В.Д.Поленов для "достоверности" обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью Христа, предпринял в 1881–1882 годы первое путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заезжал в Грецию. Художник написал множество этюдов, изучая характер местности, типы населения, архитектурные сооружения. В 1887 году В.Д.Поленов завершил работу над картиной "Христос и грешница". Широкий резонанс, масса отзывов в прессе и интерес зрителей укрепили художника в мысли продолжать работать над евангельской темой, и он задумал серию картин "Из жизни Христа". "К великой моей радости, – писал В.Д.Поленов, – многие поняли то, что я хотел сказать, и отозвались с сочувствием. Это мне дает смелость говорить еще, насколько хватит сил...". 

Непосредственная работа над серией началась в 1899 году, когда В.Д.Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. Он привез из путешествия так же, как после первой поездки, в основном, пейзажные этюды, которые были отдельно показаны в 1903 году на Передвижной выставке и произвели сильное впечатление своей "свежестью" и "силой в красках". Одной из центральных произведений серии "Из жизни Христа" стала картина "Кто из вас без греха" (1908) – вариант полотна "Христос и грешница". Делая повторение, художник не просто уменьшил размер картины, но, сохранив основное композиционное построение, изменил структуру отдельных ее частей и цветовую гамму полотна.

Картина "Повинен смерти" посвящена драматическим событиям, связанным с судом синедриона, на котором в доме первосвященника Каиафы собрались возглавляемые им старейшины, чтобы найти обвинения против Христа. Это, пожалуй, единственная картина серии, в которой нет изображения природы как таковой, но за окном виден лунный свет, перебиваемый ярким освещением люстр и висящих лампад. Использование разных источников света подчеркивает ощущение напряженности и драматизма.

Обе картины являют собой часть грандиозной задачи, поставленной перед собой В.Д.Поленовым – представить исторический характер евангельских событий, дать "живой образ" Христа, "каким он был в действительности", и показать "величие этого человека". В 1908 году работа В.Д.Поленова над картинами евангельской серии, которую он считал "главным трудом своей жизни", была закончена. Картины были показаны в Петербурге, Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. В этом же году художник, желая, чтобы как можно больше людей познакомилось с серией работ "Из жизни Христа", издал альбом с фототипиями картин, который был высоко оценен Л.Н.Толстым.


Я не буду сейчас писать о каких-то профессиональных оценках этих картин - я не судья и мы не на конкурсе, чтобы я рассматривал глубину мазков кисти... Мне просто нравится - это главная моя оценка...

30 ноября в Лондоне прошли русские торги на аукционе Bonhams, в ходе которых полотна
«Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» установили новый рекорд по стоимости - ставки в зале и по телефону намного превысили объявленную первоначальную цену. Таким образом, первая картина была продана за 4 миллиона 70 тысяч фунтов стерлингов (предпродажная оценка составляла от 1,2 до 1,8 миллионов фунтов стерлингов), а картина «Повинен смерти» ушла за 2 миллиона 800 тысяч фунтов стурилнгов (предпродажная оценка составляла 600-800 тысяч фунтов стерлингов). Ну что я могу сказать? Отличный результат для торгов и повезло тому, кто приобрел эти картины. Жалко, что это был не я, но дома бы я их не повесил - передал бы сразу в Третьяковскую галерею! 

Кстати говоря, открою вам небольшой секрет. Эти полотна могли навеки потеряться в пучине Атлантического океана. Ведь, на выставку в Америку в 1914 году они должны были отправиться на борту знаменитого Титаника. Но из-за задержки оформлеия документов, картины остались целыми и невредимыми!

Profile

pablocity
pablocity

Latest Month

October 2013
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com